четверг, 19 декабря 2013 г.

О детях

   Привет!
   Полным ходом идет подготовка к Новому году. А это всегда чудеса, волшебство и подарки. Особенно для детей. В детстве вера в Деда Мороза у меня была достаточно долго. Когда уже все признаки указывали на то, что подарки делают родители, а Д.М. это чужой дядя,
одевшийся в костюм, главным вопросом ставившим в тупик был: зачем все взрослые упорно продолжают стоять на своем и все вместе поголовно врут? Именно нелогичность их поведения и авторитет лишние (хотя совсем не лишние) 2-3 года поддерживал веру в существование Д.М. Сейчас и сам продолжаю традиции предков и поддерживаю культ Деда Мороза (и Снегурочки). Начинаешь осознавать, что правда - не всегда самый лучший вариант, а вера в чудеса - необходимое условие жизни.
    Про детей написано много потрясающих книжек, в Библии также говорится "будьте как дети и наследуете Царствие небесное" (цитата не точная).
   Мне понравилась книжка Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком, как?". Очень рекомендую всем.
   Так чем же дети отличаются от взрослых, зачем они нам даются (или наоборот: почему не даются), как себя с ними вести и т.п.? Куча вопросов, на которые ни школьное, ни высшее образование ответов не дают. У нас есть только собственный опыт, поэтому неудивительно, что из поколения в поколение передаются определенные модели поведения, не всегда, к сожалению, положительные.

     Чем дети отличаются от взрослых

   Мне видятся следующие основные отличия детей от взрослых:
- дети по другому воспринимают время (не зацикливаются на прошлом, не боятся будущего), живут в настоящем моменте;
- дети намного проще воспринимают новую информацию (у них еще нет сложившейся картины мира, которую необходимо защищать изо всех сил);
- дети по другому реагируют на возникающие ситуации (когда ребенку делают больно - он плачет, может быть пытается защититься, но не затаивает обиду), через несколько часов (минут) ребенок переключается на другие дела, не нося в душе отрицательные эмоции;
- все дети умеют любить по настоящему, без каких-либо условий;
- у детей есть вера (в чудеса, в родителей и т.п.).
- дети не сравнивают себя с другими.
    К сожалению, чем старше ребенок, тем меньше остается у него от ребенка, появляются комплексы, правила поведения, страхи и т.п. Во многом этому способствуют взрослые своим "воспитанием".

   Воспитание детей

   Самая лучшая на мой взгляд фраза про воспитание детей - "воспитание детей - это прежде всего воспитание себя".
    Действительно, поведение ребенка очень зависит от того, рядом с кем он находится. Есть множество случаев, когда поведение самых асоциальных детей (подростков) разительно менялось при переходе в новую среду, сформированную выдающимися преподавателями.
Что же важно для успешного развития ребенка:
- любовь;
- принятие;
- уважение.
В общем-то тоже самое, что нужно любому человеку. Именно эти основные потребности являются залогом успешного воспитания.
Давайте подумаем, насколько мы даем это своим детям.
   Любовь.
   Все мы любим своих детей, все по разному это проявляют. Что такое любовь - прежде всего это готовность к жертве. Рожая ребенка любая женщина приносит в жертву свои: красоту, свободное время, карьеру, материальное благополучие и т.п. Опять встает вопрос приоритетности, что важнее для человека? Неудивительно, что у многих, вроде бы здоровых пар, проблемы с зачатием детей. Вообще какая-то странная тенденция, заставляющаяся задуматься, без особых сложностей зачинают и рожают женщины из социальных "низов", чем "приличнее" семья, тем больше проблем с деторождением.
    Насколько мы отдаем любовь своим детям? Сколько времени проводим с ними? При этом очень важным показателем является не столько количество, сколько "качество" проводимого времени. Так, если играя с ребенком родитель занимается еще каким-то делом (смотрит телевизор, думает о работе и т.п.), то ребенок это всегда чувствует и не получит удовлетворения от совместной деятельности. Ему нужно, чтобы родитель отдал себя всего (без остатка), пусть на 15-20 минут, но только ему (а еще лучше всей семьей). Поэтому почти у всех детей особые отношения с бабушками (единственные взрослые, у которых есть время для детей).
   Принятие.
   С этим тоже очень сложно. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым самым. Для этого постоянно используется сравнение с другими детьми. Бедных детей с малолетства отдают в школы раннего развития, нагружают различными дополнительными занятиями, не интересуясь его желаниями. Часто в ребенке родитель хочет реализовать то, чего не смог добиться сам (что не позволили его родители). Однако, ребенок - это другой человек, у него свои интересы, свой темп развития. Может быть стоит спросить у него, что он хочет и не заставлять делать то, что ему неинтересно.
    Опять же родители могут научить только тому, что умеют сами. Ну добились они героическим трудом квартиры, машины, стабильной работы, уважения других. А стали ли они счастливыми? Построили ли они хорошие взаимоотношения? Этому детей никто не учит вообще. Поэтому и возникает гонка за материальными благами, а в итоге разочарования, неудачи и болезни.
    Уважение.
    Мало кто относится к ребенку как к личности. Большинство считает, что ребенка можно оскорбить, ударить, критиковать. Попробуйте подсчитать, сколько положительных и сколько отрицательных оценок за один день, Вы высказываете в адрес своих детей. Как бы Вы себя чувствовали под постоянным потоком критики и негатива, исходящих от тех людей, которых вы любите больше всего. Естественно дети закрываются, ищут способы психологической защиты.
    Мнение ребенка учитывается очень редко. Да, у него меньше жизненного опыта, но в части душевных качеств он даст фору любому из взрослых. Это мы у них должны учиться отношению к жизни и к другим людям.
    Физические наказания.
    Очень простой вопрос. Считаете ли вы возможным ударить (в воспитательных целях) своего супруга (-у). Если да, тогда мне понятно поведение и в отношении детей. Но если нет, тогда почему можно бить ребенка? Он чем-то хуже? Почему можно бить слабого, того кто не может ответить, кого некому защитить, кто любит вас? А некоторые еще и хвалятся этим. Ну так пойдите в детский сад и побейте чужого, если так хочется. Нет, это уже страшно, за того-то заступятся. Одним словом - подлость. Хотя если били родителей, то откуда взяться другим способам воспитания.
     При этом представляется, что физическое наказание может иметь место в крайних случаях, когда ребенок совершил очень тяжкий проступок или не понимает других методов.

Вот как то так, немного запутанно и далеко не все, что хотелось бы сказать. Но полного понимания еще у самого нет.
Максим

Комментариев нет:

Отправить комментарий